Термины в психиатрических диагнозах
Тревожные состояния (МКБ 300.0) -–различные сочетания соматических и психических признаков тревоги при отсутствии реальной опасности, проявляющиеся приступообразно или постоянно. Тревога обычно диффузная и может достигать степени паники. Могут иметь место другие невротические проявления, например симптомы навязчивости или истерии, однако они не домитшруют в клинической картине. Синонимы: невроз тревоги, тревожная реакция.
Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета (МКБ 315.2) – расстройства, при которых основной характеристикой является выраженное нарушение развития различных навыков обучения, кроме чтения и арифметики, которые нельзя объяснить общей задержкой интеллектуального развития или неадекватным обучением [MDG].
Умственная отсталость (общая) (МКБ 317, 319) – состояние ограниченного или неполного развития мозга, умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением интеллекта. Оценка уровня интеллекта должна основываться на имеющейся информации, включая клинические данные, адаптивное поведение и результаты психометрического исследования. Умственная отсталость часто сопровождается психическими расстройствами и нередко может развиваться в результате соматического заболевания или травмы. Синонимы: аменция (не рекомендуется); умственная недостаточность; умственная субнормальность; олигофрения.
Умственная отсталость легкой степени (МКБ 317) – умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 50—70. Субъекты с этим уровнем субнормальности способны научиться и обычно приобретают достаточные инструментальные и профессиональные навыки, позволяющие им приспособиться к повседневной жизни с минимальными нарушениями. Синонимы: легкая умственная субнормальность; умственная неполноценность (не рекомендуется); дебилыюсть; слабоумие (не рекомендуется).
Умственная отсталость умеренная (МКБ 318.2) – умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 35—49. Субъекты с этим уровнем отсталости могут приобрести основные речевые навыки и научиться элементарному самообслуживанию, выполнению простых работ под руководством и наблюдением.