Стереотипия
15. Турция (стереотип: я - изящнейшая Турция): я принадлежу к
изящнейшей на свете Турции - никакую другую женщину на свете не смеют
раздеть - избрать - я отпускаю шампанское и крепчайшее черное вино - вообще
тончайшие продукты - мы могущественнейшие хранители мира - Швейцария как
прекраснейшее, могущественнейшее государство становится на мою сторону - нет
диссонанса - Швейцария выражена в Турции - изящная Турция ввозит тончайшие
жизненные припасы - хорошие вина - сигары - много кофе и т. д.
Вспоминаются известные картины - рекламы греческих вин и египетских
папирос, украшенные красивой восточной женщиной (пациентка говорит также: "я
- египтянка"). Подобные изображения бывают и на рекламах шампанского.
Отсюда, вероятно, и возникли символы. Речь снова идет о желаемых предметах
(вино, кофе и т. п.), но, как нам кажется, пациентка представляет себе, что
это она оделяет ими человечество ("я отпускаю"); наделение это происходит,
быть может, под видом торговли, ибо ввоз представляется ей особенно
выгодным. Она "устанавливает" и дела, как мы увидим ниже. Как бы то ни было,
существенным для нас является то, как неопределенно пациентка выражается, а
также то, что она присваивает себе в виде титула общее географическое
понятие (Турцию). При этом технический термин означает для нее все только
что перечисленные материалы.
16. Серебро (стереотип: я установила величайший на свете серебряный
остров): разговор серебро, молчание золото - серебряная звезда - из серебра
изготавливаются деньги - изготовление денег - величайший на свете серебряный
остров - серебряная медаль - надо держаться того, что из этого делают - часы
- серебряные табакерки - бокалы - ложки - высшее красноречие - разговор
серебро, молчание золото - мне как владетельнице мира принадлежит величайший
серебряный остров - но впоследствии я велела доставлять только деньги, а не
вещи - надо и имеющуюся уже посуду перелить в деньги.