Стереотипия
Мы видим как бы скорлупу аффекта,
содержание же ее исчезло. Но может быть и так, что пациентка сместила аффект
и что скорлупы эти являются лишь избитыми способами выражения вытесненного
комплекса, обладающего разумным и понятным содержанием, но не поддающегося
более воспроизведению и скрывшегося вместе с аффектом. Упоминаем уже здесь
об этой возможности, к которой мы еще вернемся в дальнейшем.
12. Дерево, 1 обивка 10,2
13. Сновидение, 1 реальность 3,8
14. Тетрадь, 1 портфель 14,4
15. Бумага, 1 штемпельная бумага 5,0
16. Книга, 1 книги 6,8
17. Карандаш, 1 перья 7,6
18. Петь, 1 певица 5,0
19. Кольцо, 1 связка, союз или помолвка 16,4
20. Зуб, 1 челюсть, зубы 14,8
Р.12. - дерево - обивка - относится к ее жалобе, что в больнице только
твердые деревянные скамейки, тогда как она хотела бы иметь мягкую мебель ("я
устанавливаю мягкую мебель"). Р.13. - сновидение - реальность: большую часть
своих безумных идей она черпает из сновидений; но в ответ на всякое
возражение она всегда решительно подчеркивает реальность всех предметов
своих желаний. Р.15. - бумага - штемпельная бумага - относится к безумной
идее, что существует государственный документ, свидетельствующий о ее
выдающейся деятельности. Р.16. - книга - книги - относятся к ее стереотипу:
"я видела книгу страшно высоко над городским парком" и т. д. Этот стереотип
также имеет отношение к ее необыкновенной деятельности, как мы увидим далее.
Некоторые реакции при Р.19 - кольцо - связь, союз или помолвка - указывают
на особенно интенсивную окраску чувством; тут отчетливо выступает
эротический комплекс, играющий большую роль у данной пациентки и в других
случаях. Р.20. - зуб - челюсть, зубы - относится к ее желаниям. Она хотела
бы получить новую искусственную челюсть взамен старой, испорченной.
21. Окно, 1 дверь, вставляющееся стекло, вентиляция 10,6
21. Окно, 1 дверь, вставляющееся стекло, вентиляция 10,6
22.