Психоз и его содержание
Но в отличие от содержаний невроза, которые
вполне объясняются биографическими данными, психотические содержания
показывают особенности, которые игнорируют сведение к индивидуальным
детерминантам точно так же, как существуют сновидения, в которых символы не
могут быть в достаточной степени объяснены с помощью одних лишь личных
данных. Под этим я подразумеваю то, что невротические содержания можно
сравнить с содержаниями нормальных комплексов, в то время как психотические
содержания, в особенности, в случаях паранойи, демонстрируют близкую
аналогию с тем типом сновидений, который первобытные весьма уместно назвали
"большим сном". В отличие от обычных сновидений такой сон очень впечатляющ и
носит нуминозный характер, его образность часто использует мотивы,
аналогичные или даже идентичные мотивам мифологии. Я называю эти структуры
архетипами, потому что они действуют образом, весьма напоминающим
инстинктивные паттерны поведения. Более того, большинство из них можно
обнаружить везде и во все времена. Они повсеместно встречаются в фольклоре
первобытных племен и рас, у греков, египтян и в древних мексиканских мифах,
а также в снах, видениях и галлюцинациях у современных людей, полностью
игнорирующих какие-либо традиции.
В случаях подобного рода бесполезно искать причину личностного
характера, которая могла бы объяснить их специфическую архаическую форму и
смысл. Скорее, нам следует предположить, что такие структуры являются чем-то
вроде универсально существующих элементов бессознательной психики,
образующих, так сказать, более глубокий уровень коллективной природы в
отличие от личностно приобретенных содержаний более поверхностных уровней
или того, что можно было бы назвать личным бессознательным. Я рассматриваю
эти архетипические паттерны как матрицу, или основу всех мифологических
сюжетов или формулировок. Они не только появляются в насыщенной
эмоциональной атмосфере, но, похоже, очень часто являются их причиной.