Психоз и его содержание
Последний аспект выражается преимущественно математической
структурой символа, известной герметической натур-философии еще с поздней
античности как аксиома Марии Пророчицы (представительница неоплатонической
философии 3 века), и бывшей в течение 1400 лет предметом интенсивных
спекуляций. [Исторической основой этого, вероятно, мог бы послужить "Тимей"
Платона с его космогоническими трудностями. (Ср. "Попытка пси-хологического
истолкования догмата о Троице", в /75- стр.5-108/, - ред.)]
Если бы последующий опыт подтвердил мысль о локализации архетипа, то
саморазрушение патогенного комплекса специфическим токсином стало бы намного
вероятнее, и появилась бы возможность объяснить деструктивный процесс как
своего рода ошибочную биологическую защитную реакцию.
Впрочем, пройдет еще немало времени, пока физиология и патология мозга,
с одной стороны, и психология бессознательного, с другой, смогут
соединиться. До этого им, видимо, придется шагать по разным дорогам. Но
психиатрия, которую интересует целостный человек, призвана решать задачи
понимания и лечения болезни и вынуждена учитывать как одну, так и другую
сторону - вопреки пропасти, разделяющей оба аспекта психического феномена.
Хотя нашему пониманию не дано пока найти мосты, соединяющие друг с другом
видимость и осязаемость мозга и кажущуюся бесплотность психических форм и
образов, но есть несомненная уверенность в их существовании. Пусть эта
уверенность убережет исследователей от опрометчивого и нетерпеливого
пренебрежения одним ради другого или даже стремления заменить одно другим.
Природы ведь не было бы без субстанциональности - как не было бы ее и без
психической рефлексии.