Психоз и его содержание
Разумеется,
такая работа должна идти далеко за пределы основных эмпирических понятий:
это вполне совпадает и с сущностью человеческого ума, который никогда не
довольствуется только опытом. Новая мысль зарождается из умозрения, а не из
опыта. Без умозрения опыт не приводит ни к чему.
Я вполне сознаю, что как понятие либидо соответствует elan vital
Бергсона, так и конструктивный метод перекликается с его интуитивным
методом. Но я ограничиваюсь психологией и практически-психологической
работой, ибо для меня всякая понятийная формула по существу своему
психологична. Не только либидо, но и elan vital суть древнейшие понятия
первобытного человечества. У всех почти первобытных мы находим
приблизительно тождественные понятия о динамической душевной субстанции или
психической энергии. Ее определение в точности соответствует определению
либидо, конечно, принимая во внимание неизбежную разницу выражения людей
цивилизованных и нецивилизованных. Понятие о психической субстанции, главным
образом, обретается в первобытнейших динамических представлениях. С
объективной, или научной точки зрения понятие либидо есть недопустимая
регрессия к исконному суеверию. С конструктивной же точки зрения самое
существование этого понятия в течение неисчислимых веков говорит за его
практическую применимость, ибо оно принадлежит к тем исконным символическим
образам, что всегда способствовали процессам превращения нашей жизненной
энергии.
Часть III.
Критика теории шизофренического негативизма Блейлера
[Впервые в: Jahrbuch fur psychoanalytische und psychopathologische
Forschungen (Leipzig - Vienna), III (1911), 469-474.]
В настоящей работе /76/ Блейлер дает заслуживающий внимания клинический
анализ концепции "негативизма". Наряду с весьма точным и подробным перечнем
различных проявлений негативизма он вводит новую психологическую концепцию
последнего.