Психоз и его содержание
Кроме них есть еще
много других комплексов, которые также можно сопоставить с мифологическими
мотивами.
Именно наблюдаемое при шизофрении частое обращение к архаическим формам
и комплексам ассоциаций впервые натолкнуло меня на мысль о бессознательном,
состоящем не только из первоначально сознательных содержаний, впоследствии
утраченных, но также из более глубокого слоя универсального характера,
сходного с мифическими мотивами, характеризующими человеческую фантазию
вообще. Эти мотивы ни в коей мере не изобретены или выдуманы, они обнаружены
как типичные формы, спонтанно и универсально встречающиеся в мифах,
волшебных сказках, фантазиях, снах, видениях и бредовых идеях. Их более
внимательное исследование показывает, что речь идет о типичных установках,
формах поведения, типах представлений и импульсах, рассматриваемых как
составляющие части инстинктивного поведения, типичного для человека. Поэтому
термин, который я выбрал для этого, а именно, архетип, совпадает по своему
смыслу с известным биологическим понятием "паттерн поведения". Здесь речь
идет вовсе не об унаследованных идеях и представлениях, а об унаследованных
инстинктивных побуждениях, импульсах и формах, наблюдаемых у всех живых
существ.
Поэтому, если в шизофрении особенно часто встречаются архаические
формы, то это, по моему мнению, указывает на тот факт, что биологические
основания психического подвержены воздействию в этой болезни в гораздо
большей степени по сравнению с неврозом. Опыт показывает, что в снах
здоровых людей архаические образы с их характерной нуминозностью возникают,
главным образом, в ситуациях, каким-либо образом задевающих основы
индивидуального существования, в опасные для жизни моменты, перед или после
несчастных случаев, тяжелых болезней, операций и т.д., или же в случае
проблем, придающих катастрофический оборот индивидуальной жизни (вообще в
критические периоды жизни).