Психоз и его содержание
Поэтому сны такого рода не только сообщались в
древности ареопагу или римскому сенату, но в первобытных обществах и сегодня
являются предметом обсуждения, откуда явствует, что за ними исконно
признавалось коллективное значение.
Нетрудно понять, что в жизненно важных обстоятельствах мобилизуется
инстинктивная основа психического, даже если сознательный разум и не
понимает сложившейся ситуации. Можно даже сказать, что как раз в этом случае
инстинкту предоставляется случай взять на себя бразды правления. Угроза для
жизни при психозе очевидна, и понятно, откуда появляются обусловленные
инстинктами содержания. Примечательно только, что эти проявления не
систематичны, - что сделало бы их доступными сознанию - как, например, в
истерии, где одностороннему сознанию личности в качестве компенсации
противостоит уравновешенность и рационализм, дающие шанс для интеграции. По
контрасту с этим шизофреническая компенсация почти всегда остается крепко
привязанной к коллективным и архаическим формам, тем самым лишая себя
понимания и интеграции в гораздо большей степени.
Если бы шизофреническая компенсация, т. е. выражение аффективных
комплексов, ограничивалась лишь архаическим или мифологическим
формулированием, то ассоциативные образы можно было бы понять как
поэтические разглагольствования и иносказания (poetic circumlocutions).
Однако обычно это не так, равно как и в нормальных снах тоже; ассоциации
бессистемны, бессвязны, гротескны, абсурдны и, разумеется, почти непонятны
или непонятны вовсе. То есть продукты шизофренических компенсаций не только
архаичны, но еще и искажены хаотической случайностью.
Здесь, очевидно, речь идет о дезинтеграции, распаде апперцепции в том
виде, как он наблюдается в случаях крайнего, по Жане, "понижения ментального
уровня" при сильном утомлении и интоксикации. Исключенные из нормальной
апперцепции варианты ассоциаций появляются при этом в поле сознания, -
именно те многообразные нюансы форм, смыслов и ценностей, которые
характерны, например, для действия мескалина.