Психоз и его содержание
в:
"Конфликты детской души". М.,1994. С. 225-330. - ред.).] Она считалась
медиумом и впадала на спиритических сеансах в подлинный сомнамбулизм, в
котором возникали бессознательные содержания, неведомые ее сознательному
разуму, демонстрируя очевидную причину расщепления личности. При шизофрении
также очень часто наблюдаются чужеродные содержания, более или менее
неожиданно врывающиеся в сознание и расщепляющие внутреннюю целостность
личности, правда, специфическим для шизофрении образом. В то время как
невротическая диссоциация никогда не теряет свой систематический характер,
шизофрения являет картину, так сказать, несистематической случайности, в
которой смысловая целостность и связность, столь характерная для неврозов,
часто искажается настолько, что становится крайне неясной.
В опубликованной в 1907 году работе "Психология раннего слабоумия" я
попытался изложить тогдашнее состояние моих знаний. Речь шла, в основном, о
случае типичной паранойи с характерным нарушением речи. Хотя патологические
содержания определялись как компенсаторные, и потому нельзя было отрицать их
систематическую природу, однако идеи и представления, лежавшие в их основе,
были извращены несистематической случайностью до полной неясности. Чтобы
вновь сделать видимым их первоначально компенсаторный смысл, часто
требовался обширный материал амплификации.
Поначалу было непонятно, почему специфический характер неврозов
нарушается при шизофрении и вместо систематических аналогий возникают лишь
спутанные, гротескные и вообще в высшей степени неожиданные их фрагменты.
Можно было лишь констатировать, что характерной чертой для шизофрении
является такого рода распад идей и представлений. Это свойство роднит ее с
известным нормальным феноменом - сновидением. Оно тоже носит случайный,
абсурдный и фрагментарный характер и для своего понимания нуждается в
амплификации. Однако явное отличие сна от шизофрении состоит в том, что
сновидения возникают в спящем состоянии, когда сознание пребывает в
"сумеречной" форме, а явление шизофрении почти или вовсе не затрагивает
элементарную ориентацию сознания.