Психоз и его содержание
Домашний
врач ее семьи, живо заинтересовавшись ее случаем, попытался узнать
какие-либо подробности, ибо здравый смысл подсказывал ему, что подобное
расстройство должно иметь подготовительный период. Но из-за непритворного
равнодушия больной он пришел к убеждению, что тут действительно ничего не
кроется. Все мои расспросы близких больной также были безрезультатны. Они
лишь подтвердили, что в детстве больная всегда была нормальна и здорова, но
приблизительно с 16-го года стала вести очень тихую и замкнутую жизнь, не
выказывая, впрочем, никаких признаков умственной ненормальности. Никаких
следов дурного наследственного предрасположения в семье нельзя было
отыскать. Таким образом, случай этот этиологически представляется совершенно
непроницаемым.
В настоящее время больная уже не слышит голоса Бога, но почти лишилась
сна; по ее словам ей "страшно много приходится думать". Но о чем она думает,
узнать невозможно: по-видимому, она и сама этого не знает. Она говорит, что
в голове у нее все в смятении, и намекает на электрические токи, проходящие
через ее голову; она не знает, откуда они, быть может, они исходят от Бога.
Скорей всего, нет никаких разногласий по поводу диагноза раннего
слабоумия. Истерией это не может быть, ибо никаких истерических симптомов не
имеется; нет и главного признака истерии, - эмоциональной связи или
раппорта.
Попытка моя проникнуть в этиологию этого случая привела к следующему
разговору между мной и больной:
Я: Вы пережили обращение до того, как услышали голос Бога?
Она: Да.
Я: Если Вы пережили обращение, то до него Вы, значит, были грешны?
Она: Да.
Я: В чем же состоял Ваш грех?
Она: Не знаю.
Я: Но ведь Вы должны же сознавать, в чем Вы поступили дурно?
Она: Да, я была не права.
Я: Что же Вы сделали?
Она: Я встретилась с мужчиной.
Я: Где?
Она: В городе.
Я: Да ведь нет греха в том, чтобы встретиться с мужчиной.