Психоз и его содержание
Это и
делает Фрейд в вышеупомянутой своей статье. Но это лишь часть предстоящей
работы. Другой же частью является конструктивное понимание данной системы
фантазий. Вопрос тут в цели, которую больной хочет достигнуть, создавая их.
Современному научному мыслителю вопрос этот покажется странным.
Психиатр прямо ответит пожатием плеч, ибо он глубоко убежден в
общезначимости своей каузальности. Психику он знает как нечто выведенное,
как реакцию; нередко можно слышать мнение, что она есть нечто вроде
выделения мозга.
Но, изучая подобную болезненную систему без всякой предвзятой мысли, мы
быстро убеждаемся в том, что она направлена на известную цель и что воля
больного исключительно устремлена на довершение системы. Иные больные
добросовестно разрабатывают свои системы с помощью обширнейших сравнительных
материалов и доказательств. Другие довольствуются нагромождением синонимов,
долженствующих обозначить цель, к которой они стремятся.
Фрейд понимает это стремление к цели ретроспективно: он смотрит на него
как на удовлетворение инфантильных желаний в фантазиях. Адлер, бывший ученик
Фрейда, сводит это целеустремление к удовлетворению воли к могуществу,
достижению власти. Для него создание болезненной системы есть мужественный
либо мужской протест, средство больного обезопасить свое угрожаемое
превосходство. И это стремление и вся болезненная система, созданная с целью
удовлетворить его, одинаково инфантильны. Отсюда нетрудно стать на сторону
Фрейда при его отрицании взглядов Адлера, ибо он подчиняет инфантильное
стремление к могуществу своему понятию инфантильного исполнения желаний.
Этот болезненный продукт под конструктивным углом зрения окажется ни
инфантильным, ни - в своей внутренней сути - патологическим, а субъективным,
т. е. его существование вполне оправдывается. Конструктивная точка зрения
отрицательно относится к предположению, по которому такой субъективный
продукт есть лишь символически замаскированное инфантильное желание или же
упорно поддержанная фикция о превосходстве самого больного над окружающим.