Психоз и его содержание
Кстати, это вполне правильная интерпретация его психического
состояния, ибо он охвачен автономными фигурами и мысленными формами.
Первобытная оценка безумия в первую очередь учитывает следующую особенность,
на которую следует обратить внимание: в ней личность, инициатива, волевое
начало приписываются бессознательному - что опять же является правильной
интерпретацией очевидных фактов. С точки зрения первобытного человека
совершенно очевидно, что бессознательное по собственной воле захватило
власть над эго. Согласно такому взгляду, ослаблено не эго; напротив,
благодаря присутствию демона усилилось бессознательное. Таким образом,
первобытный человек не ищет причину безумия в слабости сознания, напротив,
он видит ее в необычной силе бессознательного.
Должен признаться, что ответить на вопрос, в чем тут дело, крайне
сложно - в первичной слабости и соответствующей отстраненности сознания или
в первичной силе бессознательного. От последней вероятности нельзя с
легкостью отмахнуться, поскольку можно себе представить, что обширный
архаический материал при шизофрении отражает наличие инфантильной и,
соответственно, примитивной ментальности. Возможно, это вопрос атавизма. Я
серьезно рассматриваю вероятность так называемого "задержанного развития",
при котором сохраняется больший, чем обычно объем примитивной психологии,
который не адаптируется к современным реалиям. Естественно, что в таких
условиях существенная часть психики не успевает за нормальным развитием
сознания. С годами расстояние между бессознательным и сознанием возрастает и
порождает конфликт, остающийся вначале в латентном состоянии. Однако
конфликт проявится, когда потребуется особое усилие по адаптации, когда
сознанию надо будет прибегнуть к ресурсам бессознательного и инстинктивного;
находившийся до этого в латентном состоянии примитивный разум внезапно
извергает содержания, странность и нечеткость которых делает ассимиляцию
невозможной.