Умственное расстройство и психическое
Психология, основанная на опыте, всегда добирается до
сути личных и интимных вопросов и, таким образом, пробуждает все, что есть
противоречивого и непроясненного в человеческой психике. Если кто-либо в
силу профессиональных причин погрузился, подобно мне, в хаос психологических
мнений, предрассудков, обидчивости и восприимчивости, то он непременно
получит глубокое и неизгладимое впечатление о многообразии индивидуальных
психических характеров, тенденций и убеждений, и одновременно с этим он
почувствует все возрастающую потребность в известном порядке среди
хаотического нагромождения точек зрения. Эта потребность требует критической
ориентации и общих принципов и критериев, не слишком специфичных в своих
формулировках, которые могли бы служить опорными точками (points de repere)
в отсортировке эмпирического материала. То, что я попытался сделать в данной
книге, и есть, в сущности, критическая психология.
Эта основная (фундаментальная) тенденция в моей работе часто остается
незамеченной, и слишком много читателей впадают в одну и ту же ошибку,
думая, что глава X ("Общее описание типов") репрезентирует квинтэссенцию и
цель всей книги в том смысле, что она дает систему классификации и
практическое руководство к достаточному суждению о человеческом характере. В
самом деле, даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод
лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им
соответствующего "совета". Это, достойное сожаления, непонимание совершенно
игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным,
как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как
деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво
представляет критический аппарат, служащий распределению и организации
сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для
навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда.