Умственное расстройство и психическое
Ориген - классический представитель экстравертного типа. Его основное
ориентирование направлено на объект, это явствует как из его добросовестного
внимания к объективным фактам и условиям, вызывающим их, так и из
формулирования верховного принципа - amor et visio Dei. Христианство на пути
своего развития встретилось в лице Оригена с таким типом, первоосновой
которого является отношение к объектам; символически такое отношение искони
выражалось в сексуальности, почему по некоторым теориям все существенные
психические функции и сводятся к сексуальности. Поэтому и кастрация является
выражением, адекватным жертве самой ценной функции. В высшей степени
характерно то, что Тертуллиан приносит sacrificium intellectus, тогда как
Ориген - sacrificum phalli, ибо христианский процесс требует полного
уничтожения чувственной привязанности к объекту, точнее говоря - он требует
жертвы наиболее ценной функции, наивысшего блага, наиболее сильного
влечения. С биологической точки зрения жертва приносится во имя
доместикации; с психологической же точки зрения - во имя расторжения старых
связанностей и, следовательно, во имя новых возможностей духовного развития.
Тертуллиан пожертвовал интеллектом, потому что именно интеллект
особенно сильно привязывал его к мирскому. Он боролся с гностицизмом, потому
что это учение олицетворяло в его глазах ложный путь, ведущий в область
интеллекта, - интеллекта, обусловливающего также и чувственность. И
действительно, соответственно с этим фактом мы видим, что гностицизм
разветвляется в двух направлениях: гностики одного направления стремятся к
чрезмерной одухотворенности; гностики же другого - погрязают в этическом
анархизме, абсолютном либертинизме (англ. - распущенность, распутство;
вольнодумство), не останавливающемся ни перед какой формой разврата, даже
перед самой отвратительной извращенностью и бесстыдной разнузданностью.