Умственное расстройство и психическое
Смерть Метнера помешала довести до конца
начатое дело по публикации четырех томов трудов К. Г. Юнга. Эту работу
довершил другой "русский" - философ Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954).
Высланный большевиками в 1922 году из России, вначале работал в созданной Н.
А. Бердяевым Религиозно-философской Академии. Позже читал лекции в Парижском
богословском институте. В 1931 году опубликовал книгу "Этика преображенного
эроса", в которой под влиянием, в частности, идей К. Юнга, выдвинул теорию
этики сублимации Эроса. В те годы между Юнгом и Вышеславцевым завязывается
переписка, в которой Вышеславцев объявляет себя учеником Юнга. В конце 30-х
годов стараниями Вышеславцева четырехтомное собрание трудов Юнга было
завершено. Накануне завершения войны в апреле 1945 года Юнг помог
Вышеславцеву с женой перебраться из Праги в нейтральную Швейцарию.
После выхода в свет "Психологических типов" для 45-летнего мэтра
психологии наступил нелегкий этап укрепления завоеванных им в научном мире
позиций. Постепенно Юнг приобретает все большую международную известность не
только среди коллег - психологов и психиатров: его имя начинает вызывать
серьезный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний -
философов, историков культуры, социологов и пр. И здесь, забегая вперед,
следует сказать, что труды и идеи Юнга вызвали к жизни волны влияния, по
крайней мере в двух областях. Первая - это школа психологической теории и
терапии, то есть клиническая и личностная психоаналитическая практика;
вторая область влияния - искусство и гуманитарные области знания вообще и
науки в частности. И в этом смысле взгляды Юнга на психическую жизнь,
искусство и историю можно весьма приблизительно свести к следующим
утверждениям:
1. Бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа
внутри нас и промеж нас проявляются непрерывно. Психическая реальность не
может быть не опознана и не признана.