Умственное расстройство и психическое
Оба в равной степени необходимы
для истинного и плодотворного понимания психического. В контроверзе
символическое - клиническое это означает, что нет особой нужды выбирать
между ними, а реальная практика многих психотерапевтов лишь обогатится
знанием обоих подходов. В конце концов, каждый практикующий специалист
должен быть готов к ответу на вопрос: "Что же может быть наилучшим для
данного клиента в пределах собственных возможностей самого психотерапевта?"
Ведь спектр психотерапевтических услуг достаточно широк: от гипноза до
личностного анализа, от суггестивных практик до проективных технологий.
Одному больше подходит лечение биофидбэками, а другому гештальт-терапией и
т. д. (Здесь, конечно, нас подстерегает другой животрепещущий вопрос: "А как
узнать, что лучше для данного клиента?" Но это уже иная тема.)
В данном случае для нас важно то, что во всех аналитических случаях
взаимодействия пациента и психотерапевта мы имеем дело с бессознательным,
где граница между клиническим и символическим размыта и несущественна.
Сновидения и другие спонтанные образы могут оживлять в памяти человека
довербальные стадии его жизни. Разговор о ранних детских переживаниях может
стимулировать те сновидческие образы и фантазии, которые имеют отношение к
его настоящему или будущему. Клиентам, что называется "с острой болью",
кажется более предпочтительным клинический подход, выявление
симптоматической картины с последующим установлением глубинного источника
боли; такие пациенты склонны, по крайней мере отчасти, подавлять в сознании
источники такой боли. Они могут в некоторой степени восстановить это знание
с помощью сновидений и фантазий, фокусируя свое внимание на трудностях
межличностных отношений, а также сражаясь со своими эмоциями и
поведенческими реакциями, возникающими вследствие определенных чувств в
отношении к психотерапевту. Речь, разумеется, идет об известном явлении
переноса.