Умственное расстройство и психическое
"Уравнение" бывает не только психофизическим, но
и психологическим, личным. Мы видим цвета, но не видим длины световых волн.
Этот общеизвестный факт никогда не следует терять из виду в вопросах
психологии. Воздействие личного "уравнения" (Gleichung) начинается уже во
время наблюдений. Мы видим в объекте то, что лучше всего могли бы увидеть
внутри самих себя. Так, прежде всего "в чужом глазу сучок мы видим, в своем
не видим и бревна". В так называемой объективной психологии я не доверяю
принципу "чистого наблюдения", разве что смотришь через очки хроноскопа,
тахистоскопа и других "психологических" приборов. Таким образом, можно
охранить себя также и от чрезмерного избытка данных психологического опыта.
Но значение личного психологического "уравнения" выступает еще гораздо
ярче тогда, когда исследователь излагает подробно свои наблюдения, уже не
говоря о понимании и абстрагировании опытного материала! В психологии более
чем где-либо неизбежно приходится ставить основное требование, чтобы
наблюдатель и исследователь были адекватны своему объекту в том смысле,
чтобы они были в состоянии видеть не только одно, но и другое. Нельзя,
конечно, требовать, чтобы наблюдатель смотрел только объективно, - это
невозможно. Надо довольствоваться уже тем, если он смотрит не слишком
субъективно. Что субъективное наблюдение и понимание согласуются с
объективными фактами психологического объекта, "лишь постольку доказательно
для понимания, поскольку оно не притязает на всеобщую значимость, а
ограничивается значением лишь для каждой данной области объекта. В таком
смысле бревно в собственном глазу даже способствует нахождению сучка в глазу
ближнего. В этом случае бревно в собственном глазу вовсе не служит
доказательством того, что в глазу у ближнего нет даже сучка. Но расстройство
зрения легко может подать повод к всеобщей теории, по которой всякий сучок
принимает размер бревна.