Умственное расстройство и психическое
Я мог предположить, что такая субкортикальная система могла бы тем
или иным образом отражать характеристики архетипических форм в
бессознательном. Они никогда не бывают четко очерченными образованиями, но
всегда имеют окаймления, которые делают их трудными или даже невозможными
для описания, поскольку они могут оказаться не только частично совпадающими,
но и вовсе неразличимыми. В результате, похоже, что мы имеем дело с
несовместимыми значениями. [Теория о том, что ретикулярная формация, или
центроцефали-ческая система (простирающаяся от медуллы облонгаты до
базальных ганглий и до таламуса) есть, возможно, та интегративная система
моз-га, которая, как кажется, могла бы сделать предположение Юнга более
специфичным и поставить его на экспериментальную основу. См. рабо-ты
Пенфилда и Джаспера /78/. - ред.] Поэтому символы мандалы часто появляются в
моменты духовной дезориентации - как компенсирующие, упорядочивающие
факторы. Последний аспект выражается преимущественно математической
структурой символа, известной герметической натур-философии еще с поздней
античности как аксиома Марии Пророчицы (представительница неоплатонической
философии 3 века), и бывшей в течение 1400 лет предметом интенсивных
спекуляций. [Исторической основой этого, вероятно, мог бы послужить "Тимей"
Платона с его космогоническими трудностями. (Ср. "Попытка пси-хологического
истолкования догмата о Троице", в /75- стр.5-108/, - ред.)]
Если бы последующий опыт подтвердил мысль о локализации архетипа, то
саморазрушение патогенного комплекса специфическим токсином стало бы намного
вероятнее, и появилась бы возможность объяснить деструктивный процесс как
своего рода ошибочную биологическую защитную реакцию.
Впрочем, пройдет еще немало времени, пока физиология и патология мозга,
с одной стороны, и психология бессознательного, с другой, смогут
соединиться. До этого им, видимо, придется шагать по разным дорогам.