Умственное расстройство и психическое
"Он был великим ученым, да, единственным истинным ученым
в древней Церкви", - говорит о нем Гарнак. В противоположность Тертуллиану
Ориген не замыкался от влияния гностицизма, - напротив, он даже ввел его,
правда в смягченной форме, в лоно Церкви - по крайней мере таково было его
стремление. Можно даже сказать, что по своему мышлению и своим основным
воззрениям он и сам был христианским гностиком. Его позицию по отношению к
вере и знанию Гарнак определяет следующими психологически многозначительными
словами: "Библия одинаково нужна как тем, так и другим: верующим она дает
необходимые им факты и заповеди, а люди науки разбирают идеи, заключающиеся
в ней, и черпают из нее силу, возносящую их до лицезрения Бога и до любви к
Нему; благодаря духовному толкованию (аллегорическому объяснению,
герменевтике) материальное вещество растворяется и претворяется в космосе
идей, благодаря "восхождению" оно постепенно преодолевается и оставляется
позади как пройденный этап; наконец, тварь Божия - исшедший от Бога дух -
возвращается к своему начал)' и достигает блаженного покоя, погружения в
Божество (amor et visio)".
Богословие Оригена, в отличие от богословия Тертуллиана, было по
существу философским и, можно сказать, вполне укладывалось в рамки философии
неоплатонизма. В Оригене мы видим мирное и гармоничное слияние и
взаимопроникновение двух сфер: греческой философии и гностицизма, с одной
стороны, и мира христианских идей - с другой. Но такая широкая и глубокая
терпимость и справедливость навлекли на Оригена преследование и осуждение со
стороны Церкви. Правда, конечный приговор был вынесен лишь после его смерти,
наступившей от последствий истязания и пытки, которым Ориген, будучи уже
старцем, подвергся во время гонения на христиан при Деции. В 399 году папа
Анастасий I всенародно предал его анафеме, а в 543 году его лжеучение было
проклято Всецерковным собором, созванным Юстинианом, и это проклятие было
закреплено приговорами позднейших церковных соборов.