Умственное расстройство и психическое
Поэтому сочинения древних хотя и
полны психологии, однако содержат очень мало объективно психологического. В
немалой мере это может быть обусловлено своеобразностью людских отношений в
древности и в Средние века. Античный мир отличался, если можно так
выразиться, почти исключительно биологической оценкой человека; это ярче
всего выступает в античных привычках жизни и в античных правовых отношениях.
В Средние же века - поскольку тогда вообще говорили о ценности человека -
человеку давалась метафизическая оценка, которая возникла вместе с мыслью о
неутериваемой ценности человеческой души. Такая оценка является компенсацией
по отношению к античной точке зрения, но для личностной оценки -
единственной оценки, способной основоположить объективную психологию, - эта
средневековая оценка столь же неблагоприятна, как и античная, биологическая.
Немало людей думают, правда, что психологию можно написать и ex
cathedra (в порядке догматически авторитетного изложения). В наши дни
большинство людей, конечно, убеждено, что объективная психология должна
прежде всего опираться на наблюдение и опыты. Такая основа была бы
идеальной, если бы она была возможна. Но идеал и цель науки заключаются не в
том, чтобы давать по возможности точное описание фактов - наука не может
конкурировать с кинематографическими снимками и фонографическими
пластинками, - нет, цель, стремление и назначение науки заключаются в
постановлении закона, а закон есть не что иное, как сокращенное выражение
для многообразных процессов, имеющих, однако, нечто общее между собой. Таким
образом, цель науки благодаря научному пониманию возвышается над тем, что
лишь опытно познаваемо; цель эта всегда останется продуктом субъективной
психологической констелляции исследователя, несмотря на всеобщую и
доказанную значимость. В образовании научных теорий и понятий заключается
много личного и случайного.