Умственное расстройство и психическое
Мы не отвлечемся от прямого пути наших исследований, если на примере
настоящего случая представим себе, какое психологическое значение имеет
нарушение естественного потока наших влечений, каким является христианский
(жертвенный) процесс, а именно: из всего вышесказанного вытекает, что
обращение является одновременно и переходом в другую установку. Вместе с тем
становится ясным происхождение того определяющего мотива, который ведет к
обращению; также выясняется, насколько Тертуллиан был прав, говоря, что душа
"от природы христианка". Естественное направление влечений следует, как и
все в природе, принципу наименьшей затраты сил. Но бывает так, что один
человек обладает большими способностями в одной области, другой человек - в
другой. Или же бывает так, что приспособление к окружающей среде в детстве
требует то несколько более сдержанности и вдумчивости, то несколько более
эмпатии и участия, смотря по тому, каковы родители и обстоятельства жизни.
Это автоматически ведет к известной, излюбленной установке, благодаря
которой и образуются различные типы. Так как каждый человек, в качестве
относительно устойчивого существа, обладает всеми основными психологическими
функциями, то для полного приспособления было бы психологически необходимо,
чтобы человек равномерно и применял их. Ибо должна же быть какая-нибудь
причина для существования различных путей психологического приспособления;
ясно, что недостаточно одного лишь пути, потому что объект, воспринятый,
например, только мыслью или только чувством, будет постигнут лишь отчасти.
При односторонней (типической) установке получается недочет в
психологическом приспособлении, который в течение жизни все возрастает,
пока, наконец, рано или поздно, нарушается сама способность приспособления,
а это толкает субъекта на путь компенсации. Компенсация же достигается лишь
отрезанием (жертвой) той установки, что господствовала до сих пор.