Умственное расстройство и психическое
Но констатировать это вовсе не означает быть
противником Фрейда, умалять великие заслуги его не только как создателя
психоаналитической терапевтики, но и как первостепенного теоретика
психоанализа, одиннадцатитомное собрание поистине классических трудов
которого сохранит основополагающее значение. Весьма знаменательно, что
отступившая от фрейдианства доктрина Адлера, с быстротой и блеском
докатившись до заключительных своих выводов, впала в такую же стагнацию.
Иной участи и нельзя было ожидать для этой венской подшколы: она есть такого
рода оппозиция, право на существование которой основывается исключительно на
законе компенсирующего контраста (взаимовосполнение противоположностей),
поэтому она есть и останется спутником планеты, некогда оторвавшимся от нее
и разделяющим ее судьбу, именно постольку, поскольку психотипологизм
адлерианства есть противоположность таковому фрейдианства. Адлер, сводящий
все к комплексу власти, - антитезис, психологически восполняющий тезис
Фрейда, сводящего все к эротическому комплексу, - лишь по недоразумению
полагает себе адлерианство логически контрадикторным фрейдианству.
Решительно критический момент для венского психоанализа и наступил именно
тогда, когда фрейдианство, выделив из себя адлерианство, не поняло смысла
этого отступничества и не сумело вобрать его в себя обратно, дав
предварительно ему добежать до своих последовательных выводов. Здесь
пресекся рост венского психоанализа. И фрейдианству, и адлерианству
оставалось лишь расширяться в подробностях, распространительно применяя свои
достижения. Именно здесь и вступает тема Юнга.
О ней нельзя сказать, что она есть синтезис в том смысле, в каком тема
Адлера есть антитезис - и только. Будь это так, не было бы цюрихской школы,
а лишь цюрихское отделение венской школы, считаемое, разумеется последней,
за ересь. Учение Юнга не есть синтезис.