Умственное расстройство и психическое
Это
влечет за собой временную запруженность энергии и наводнение каналов,
сознательно еще не использованных, но бессознательно уже лежащих наготове.
Недочет в приспособлении, являющийся движущей силой (causa efficiens) для
процесса обращения, субъективно дает о себе знать в форме смутного чувства
неудовлетворенности. Такая атмосфера царила в самом начале нашего
летосчисления. Необычайная, изумительная жажда искупления овладела
человечеством и вызвала в Древнем Риме неслыханный доселе расцвет всех
возможных и невозможных религиозных культов. Не было недостатка и в
представителях теории изживания (Auslebetheorie), которые вместо "биологии"
основывались на данных науки тех времен. Кроме того, люди из всех сил
изощрялись в умозрительных догадках о том, почему человеку живется так
плохо; однако каузализм тех времен был несколько шире каузализма нашей
современной науки: искали причины не только в детстве, но погружались уже
сразу в космогонию, причем измышляли самые разнообразные системы,
раскрывающие все, что происходило на заре человечества еще раньше и что было
причиной того невыносимого положения, в котором человечество в конце концов
очутилось.
Жертвы, принесенные Тертуллианом и Оригеном, на наш вкус чрезмерны, но
они, безусловно, соответствовали духу того времени, духу совершенной
конкретности. В согласии с этим духом представители гностицизма принимали
свои видения за саму реальность или, по крайней мере, за нечто к ней
относящееся - поэтому и Тертуллиан придавал факту своего внутреннего чувства
объективную значимость. Процесс перемещения установки, воспринятый внутренне
и субъективно, гностицизм проецировал в виде космогонической системы и верил
в объективную реальность своих психологических образов.
В моем труде /28; 29- С.416/ я оставил открытым вопрос об источнике
своеобразного направления либидо в христианском процессе.