Умственное расстройство и психическое
[Эта тема оказалась настолько важной, что ей был посвящен
Международный конгресс аналитиков-юнгианцев, состоявшийся в 1983 году в
Иерусалиме. /20/]
Классическая и Архетипальная школы более склоняются к символическому
подходу, в то время как школа Развития настроена скорее на клинический
"лад". Со стороны вначале может показаться, что противопоставление
клинического и символического не так уж и существенно. В конце концов,
психотерапия не что иное, как специфический вид клинической работы, а
юнгианский клинический анализ сам по себе непосредственно имеет дело с
символическим, то есть с увязыванием сознательных переживаний с
бессознательными содержаниями. Некоторые из этих связей устанавливаются
путем сновидений и фантазий; другие с помощью личностной истории,
взаимоотношений с телом, природой, социальными или политическими событиями.
И тем не менее невозможно избавиться от ощущения того, что
противопоставительное различие между символическим и клиническим все же
есть. По мнению некоторых исследователей (Матуун, 1994), оно берет свое
начало в отказе Юнга признать фрейдовский "редуктивный" подход к
сновидениям, фантазиям и эмоциям как единственный объясняющий принцип.
"Редуктивное" означает прослеживание образа или эмоции вплоть до их корневых
начал, обычно гнездящихся в травмах раннего детства. Юнг допускал важность и
значимость редуктивной психотерапии для многих людей, в особенности в первой
половине их жизни. В этот период жизнь дает ответ на вопрос "почему?". В
расширительном смысле этот вопрос звучит как "откуда возникают тот или иной
образ, та или иная эмоция, то или иное поведение?".
Юнг ставит еще один вопрос: "зачем? Куда это ведет?" И это юнговское
"Зачем?", собственно, и представляет то, что он называет "конструктивным
подходом". Именно здесь осуществляется поиск цели, значения и интеграции.
Юнг был склонен делать акцент на конструктивном, отчасти чтобы
противопоставить его довлеющему фрейдовскому принципу редуктивности, но
одновременно достаточно ясно выражал понимание, что ни одно из начал не
может быть избрано в качестве доминирующего.