Умственное расстройство и психическое
Его проявления становятся
фиксированными, сравнительная автономия делается абсолютной, и он столь
полно овладевает сознательным разумом, что отчуждает и разрушает личность.
Он не создает "раздвоенную личность", а лишает эго-личность власти,
узурпируя его место. Это наблюдается лишь в самых острых и тяжелых
аффективных состояниях: при патологических аффектах и бредовых состояния.
Нормальная форма подобного состояниях - сновидение, которое, в отличие от
шизофрении, имеет место не при бодрствовании, а во сне.
Возникает дилемма: слабость эго-личности или сильный аффект тому
первопричина? Я считаю, что последнее перспективнее - по следующим причинам.
Общеизвестная слабость зго-сознания в состоянии сна практически ничего не
значит для психологического понимания содержания сновидения. А вот
окрашенный чувством комплекс и динамически, и содержательно оказывает
решающее воздействие на смысл сновидения. Этот вывод можно применить и к
шизофрении, ибо вся феноменология этой болезни концентрируется в патогенном
комплексе. При попытке объяснения лучше всего исходить именно из этого и
рассматривать слабость эго-личности как вторичное и деструктивное
последствие окрашенного чувством комплекса, возникшего в области
нормального, но впоследствии взорвавшего единство личности своей
интенсивностью.
Каждый комплекс, в том числе и при неврозах, обладает явной тенденцией
к нормализации, встраиваясь в иерархию высших психических связей или, в
худшем случае, порождая новые диссоциации (расщепленные субличности),
совместимые с эго-личностью. В отличие от этого при шизофрении комплекс
остается не только в архаическом, но и хаотически-случайном состоянии вне
зависимости от своего социального аспекта. Он остается чуждым, непонятным,
асоциальным, как и большинство сновидений. Эта их особенность объясняется
состоянием сна. По сравнению с ними для шизофрении в качестве объясняющей
гипотезы приходится использовать специфический патогенный фактор.