Умственное расстройство и психическое
Как известно, в 1911 году Адлер и шесть его последователей оставили
Венский кружок Фрейда. Адлер, будучи на 11 лет моложе Фрейда, был заметной
фигурой Венской психоаналитической группы, основанной в 1902 году. Ушедшие
основали свое Общество индивидуальной психологии. Несогласие возникло по
поводу этиологии невроза. Для Фрейда это был сексуальный конфликт, для
Адлера происхождение невроза лежало в индивидуальном отношении к обществу и
в особенности в стремлении или воле к власти.
Почему, вопрошает Юнг, возникли столь непреодолимые идеологические
разногласия между Фрейдом и Адлером? Оба вышли из среднезажиточных еврейских
семей, проживавших в предместьях Вены, оба были продуктом одного и того же
интеллектуального окружения, и оба преследовали те же самые цели и интересы
по меньшей мере около десяти лет. И тем не менее Адлер развил подход,
который совершенно не устраивал Фрейда. Их различия, размышлял Юнг, должны
лежать в различных способах восприятия мира, постижения его. Далее, его
исследования в области истории и литературы обнаружили наличие сравнительных
пар идеологических соперников как среди Отцов Церкви (Ориген и Тертуллиан) и
среди писателей (Шпиттелер и Гете), так и мифологических персонажей -
Аполлон и Дионис. Согласно Юнгу, такое соперничество обозначено двумя
базовыми и противоположными типами восприятия или установками. Фрейд, в
частности, в данном контексте идентифицировался как экстраверт, а Адлер как
интроверт.
"Строительный материал", который лег в основу юнговской типологии,
весьма широк и разнообразен. Здесь и многочисленные психиатрические
наблюдения, полученные Юнгом во время работы в клинике Бурхгольцли. Кстати,
психиатрический источник использовался в разное время и другими авторами
типологических классификаций - Жане, Блейлером, Кречмером и Роршахом.
Основой юнговских понятий послужила и его личная жизнь, собственный реальный
опыт процесса возрастающей интроверсии и возвращения к экстраверсии в
процессе "душевного кризиса".