Умственное расстройство и психическое
Элленбергер отмечает и другие источники, не
упомянутые самим Юнгом в историческом обзоре книги. Это мистический писатель
и духовидец Сведенборг, чьи книги Юнг запоем читал в молодости, и
французский психолог Альфред Бине, чьи типы интеллектуальных установок
весьма напоминают юнговские установки.
В течение трех лет Бине проводил исследование со своими двумя юными
дочерьми, Армандой и Маргаритой, пользуясь при этом разнообразными
психологическими тестами, которые сам же и разработал. Арманду он называл
"субъективистом", а Маргариту - "объективистом". Попросив каждую написать
наугад данное количество слов, Бине обнаружил, что Арманда воспроизвела
более абстрактные слова и более связанные с фантазиями и более отдаленными
воспоминаниями. Маргарита, напротив, выбрала более конкретные слова и слова,
связанные с наличествующими объектами и недавними воспоминаниями. Арманда
выявила более спонтанное воображение, в то время как Маргарита оказалась
способной контролировать свое воображение. Арманда также описывала объект
менее систематично, чем Маргарита, которая точно фиксировала объектную
ситуацию в пространстве. Спонтанное внимание доминировало у Арманды,
активное, произвольное внимание - у Маргариты. Арманда более точно измеряла
временные интервалы, а Маргарита - интервалы пространственные. Бине пришел к
выводу, что существуют две различающиеся установки и два различных качества
в структуре разума. Он назвал их интроспекцией и экстерноспекцией.
Интроспекция, проиллюстрированная Армандой, является "знанием, которым мы
обладаем по отношению к своему внутреннему миру, к нашим мыслям и чувствам".
Экстерноспекция есть "ориентация нашего знания в отношении к внешнему миру в
противоположность нашему знанию о самих себе". Таким образом, Арманда лучше
описывала состояния ее сознания, но была менее точна в своих описаниях
внешнего мира, а для Маргариты было справедливо обратное.