Умственное расстройство и психическое
Не
только в утомлении сознания образованного читателя, которому примелькались
многообразные дифференциации в современной культуре, но и в противлении
сознательном и, главное, в бессознательном следует видеть причину
запоздалого признания ценности психоаналитической реформы Юнга. Юнг вызывает
гораздо сильнейшее противление, нежели Фрейд. Гораздо легче и удобнее
принять острую психосексуальную теорию Фрейда, отведя ей строго очерченное и
подобающее ей место. Пансексуализм же, как миропонимание, есть притязание
чересчур наивное. Иначе обстоит дело с аналитической психологией Юнга.
Отклонить притязания последней не так-то легко. В противоположность
психосексуализму она вторгается в область всей психической жизни не как
тесно сомкнутая колонна, пытающаяся вобрать всю эту жизнь в одно кольцо, а
как широко развернутая армия, разделенная на много отрядов, с различных
сторон охватывающих психическую область, но, конечно, подчиненных единому
намерению (саморегулированию психики как энергетического феномена).
***
Так или иначе, но как-то вдруг все заговорили о Юнге. Его имя, дотоле
известное наряду с именами других выдающихся психоаналитиков, стало всюду
произноситься как имя исследователя и мыслителя, имеющего сказать нечто
крайне важное вообще для недугующей современности. Такие представители новой
философии, как Бергсон и Кейзерлинг, изучают его труды со вниманием,
свидетельствующим о заинтересованности более глубокой, нежели как просто
очередным номером текущей психологической литературы. Оба считают его труды,
и в особенности "Психологические типы", крайне важным явлением для
дальнейшего движения современной философской мысли. Его имя попадает на
страницы романов (Герберт Уэллс, "Мир Уильяма Клиффольда"), упоминается в
историко-литературных очерках и даже в одной английской хрестоматии. На
родине ему недавно посвятили: отдельный выпуск своего повременного издания
(периодического.