Умственное расстройство и психическое
Признание и уважение субъективной обусловленности познаний вообще, в
особенности же познаний психологических, является первым условием для
научной и справедливой оценки психики, отличной от психики наблюдающего
субъекта. Но это условие возможно лишь в том случае, если наблюдатель в
точности знает диапазон и свойство своей собственной личности. Однако знать
это он может лишь тогда, когда значительно освободится от нивелирующих
влияний коллективных суждений и коллективных чувств и вследствие этого
достигнет ясного понимания своей собственной индивидуальности.
Чем дальше мы в истории оглядываемся назад, тем более мы видим, как
личность мало-помалу исчезает под покровом коллективности. А если мы наконец
опустимся до первобытной психологии, то найдем, что там о понятии
индивидуального и вовсе речи быть не может. Вместо индивидуальности мы
обнаруживаем лишь зависимость от коллектива и отнесенность к нему или
"мистическое соучастие" (participation mystique - Леви-Брюль). Но
коллективная установка мешает познанию и оценке психологии, отличной от
субъекта, ибо коллективно установленный дух не способен мыслить и
чувствовать иначе, как только проецируя. То, что мы разумеем под понятием
"индивида", является сравнительно недавним завоеванием истории духа и
культуры. И неудивительно, что некогда всемогущая коллективная установка
создала, так сказать, невозможность всякой объективной психологической
оценки индивидуальных различий, равно как и вообще научного объективирования
индивидуально-психологических процессов. Вследствие такого недочета в
психологическом мышлении познание слишком ярко окрасилось психологией - так
сказать, "психологизировалось", - то есть оказалось насыщенным
проецированной психологией. Яркими примерами тому могут послужить первые
попытки философского объяснения происхождения миров. Наряду с развитием
индивидуальности и обусловленным им развитием дифференцирования в психологии
человека мы видим в объективной науке освобождение от психологии.