Умственное расстройство и психическое
Sacrificium intellectus (лат. -
жертвоприношение интеллекта) гораздо тяжелее поражало человека мысли, нежели
человека чувства. Поэтому вполне понятно, что содержания гнозиса, главным
образом познавательные, ценность которых и для нашего современного
умственного развития не только не утратилась, но даже значительно возросла,
- что такие содержания неудержимо привлекали принадлежавших к лону Церкви
людей интеллектуального типа. Для таких людей именно эти содержания и
являлись настоящим мирским соблазном. Особенно досаждал Церкви докетизм со
своим утверждением, будто Христос обладал лишь видимостью плоти и что все
его земное существование и страдание было также одной лишь видимостью. Это
утверждение выдвигает мышление на первый план в ущерб всему, что человек
способен воспринять чувством.
Мы вправе сказать, что две фигуры яснее всего олицетворяют борьбу с
гнозисом - фигуры чрезвычайно значительные, не только как Отцы Церкви, но и
как личности. Мы говорим о Тертуллиане и Оригене - оба жили в конце II века
н. э. и были почти современниками. Вот что говорит о них Шульц: "Один
организм способен воспринимать питательное вещество почти без остатка и
вполне ассимилировать его, - другой же, напротив, выделяет его почти без
остатка, словно в возбужденном состоянии энергичной самообороны. Столь же
противоположно реагировали Ориген и Тертуллиан. Их противоположные реакции
по отношению к гнозису не только обрисовывают их характеры и их
миросозерцания, но имеют и принципиальное значение для роли, которую играл
гнозис в духовной жизни и религиозных течениях той эпохи". /27/
Тертуллиан родился в Карфагене около 160 года н. э. Он был язычником и
лет до тридцати пяти предавался чувственной жизни, царившей в его городе;
после этого он стал христианином. Он был автором многочисленных сочинений,
которые с несомненной ясностью вырисовывают перед нами его характер, главным
образом и интересующий нас.