Умственное расстройство и психическое
Психика
должна была быть вскрыта и обнажена как внутренняя природа, чтобы ее
теоретическая автономность могла быть осознана в той же мере, в какой это
уже давно имело место в физике.
Ни одна ветвь психологии не оказалась в такой мере на высоте упомянутых
задач практики и теории, как психоанализ. Понятно, что идеи психоанализа
волнуют сегодня не только медицинскую и философскую, но и общую литературу и
беллетристику.
***
Среди теоретиков и практиков психоанализа Карл Густав Юнг занимает
совершенно особое положение. Недаром он, чтобы и терминологически
отмежеваться, называет свое учение аналитической психологией. Во врачебной
практике он, разумеется, действует вполне согласно своей теории, не отметая,
однако, при этом и плодотворных приемов, выработанных психоанализом венской
школы в лице ее основателя Зигмунда Фрейда. Не отвергает Юнг и ценных
результатов, к которым пришел первый из отступников - Альфред Адлер,
вызвавший раскол в венской школе. Вполне обоснованное "отступничество" Юнга,
высоко чтущего и по сию пору своего, как он выражается, "мейстера Фрейда",
было неизбежным шагом не столько для него самого, сколько для всего
психоаналитического течения. Ведь это последнее принадлежит к тем явлениям
культуры и цивилизации, которые носят преимущественно коллективистический
характер и, раскрываясь в своем поступательном движении диалектически,
обязывают своих представителей, поскольку для последних самое дело важнее
личных соображений, зорко всматриваться в целеустремленность этого движения,
в особенности же тогда, когда налицо тяготение (как это имеет место в
венской школе) к тому, чтобы закрыть систему (долженствующую ведь оставаться
навсегда открытой). Это тяготение отводит взор от само собой намечающихся
ближайших шагов - выполнение их, однако, и сделало бы невозможным и излишним
закрытие системы.
Стагнация фрейдианства не подлежит сомнению, сколько бы сторонники его
ни пытались отрицать ее.