Центр паллиативной медицины «Добро»

 

 

 

М е н ю

Эмоциональные расстройства

Он нарушает принцип каузальности, ибо очевидно
спекулятивен и конструктивен. Большой заслугой современного мышления
является преодоление спекулятивного духа схоластики.

Но если мы действительно хотим понять нашу собственную психику,
необходимо признать тот факт, что всякое понимание обусловлено субъективно.
Окружающий нас мир не исключительно объективен - он также и таков, каким мы
его себе представляем. Когда мы говорим о психике, то еще более несомненно,
что и она такова, какою мы ее себе представляем. Разумеется возможно
смотреть и на психику так же объективно, как, например, на Фауста, на
готический собор или на Исповедь св. Августина. Признание или непризнание
ценности современной экспериментальной психологии и фрейдовского
психоанализа зависят от объективного их понимания. Научное каузальное
мышление неспособно к проспективному пониманию; единственный способ его
понимания - ретроспективный. Но это понимание лишь частично. Другая же часть
полного понимания - проспективна, или конструктивна. И, если мы не в
состоянии применять проспективное понимание, это лишь доказывает, что мы не
можем схватить существеннейшую функцию психического. Если бы психоанализ,
следуя учению Фрейда, был в состоянии обнаружить существование несомненного
отношения между Фаустом и развитием инфантильной сексуальности Гете, или же,
следуя учению Адлера, между инфантильным стремлением к могуществу и взрослым
человеком с его работой, то этим была бы разрешена весьма интересная
проблема, именно было бы разобрано, каким образом величайшее произведение
искусства может быть сведено к финальным элементам, общераспространенным и
обретаемым всюду и у всех людей. Но преследовал ли Гете подобную цель и
желал ли он вызвать подобный интерес? Хотел ли он быть понят таким способом?

Подобное понимание, несомненно, научно, но, тем не менее, и совершенно
недостаточно. Вышесказанное значимо для психологии вообще.

 

Сайт создан в системе uCoz