Эмоциональные расстройства
Но путь этот затрудняют бесчисленные препятствия.
Известная причудливость безумных идей при раннем слабоумии едва ли позволяет
подыскать им какие-либо аналогии. Все же нормальная и истерическая
психология дают нам некоторые опорные точки, чтобы хоть в незначительной
степени приблизиться к пониманию наиболее часто встречающихся форм
психических заболеваний.
Бредовая идея "референций" (delusions of reference) основательно
разобрана и объяснена Блейлером. Чувство "отношения" можно найти там, где
существует сильно подчеркнутый комплекс. Особенностью всех сильных
комплексов является по возможности сильная ассимиляция; например, известно,
что при сильном аффекте часто является минутное ощущение, что "окружающие
замечают это". Именно острый аффект вызывает ассимиляции совершенно
безразличных событий, происходящих вокруг нас, и ведет к грубейшим ошибкам в
суждениях. Когда у нас случается неприятность, то мы в первом порыве
негодования тотчас готовы допустить, что кто-то намеренно навредил нам или
нас оскорбил. У истеричных людей, в зависимости от силы и продолжительности
их аффектов, подобное предположение может надолго укрепиться, образуя тем
самым (правда, в более легкой степени) бредовую идею отношений. Отсюда до
безумного предположения о посторонних манипуляциях всего один шаг; это
прямая дорога к паранойе. /64/ Но невероятные и нелепые идеи при раннем
слабоумии нередко трудно свести к мании референций. Если, например, пациент
находит решительно все происходящее в нем и вне его, в целом и в
отдельности, неестественным и "подделанным", то скорее можно предположить
элементарное расстройство, нежели бредовую идею референций. [Один из
находящихся под моим наблюдением пациентов-шизофреников, считает все вокруг
искусственным: обращенные к нему слова врача, поступки других больных,
работу, еду - все искусственно и вызвано тем, что одна из его
преследовательниц "треплет голову принцессы и таким образом, хныча,
заставляет людей делать то, что требуется".] Очевидно, что в восприятии
пациента есть нечто, препятствующее нормальной ассимиляции.