Эмоциональные расстройства
(Стихотворение Гейне: "Стоит одиноко сосна" и т. д.) Если бы в ту
минуту бессознательный комплекс, воспользовавшись кратким состоянием
сумеречного сознания, овладел иннервацией речи, он бы сказал: "я - сосна".
Как было сказано в предыдущих главах, необходимым условием подобных слияний
является неотчетливость представлений, которая и в норме всегда существует в
бессознательном. Этим мы объясняем слияния и в нашем случае: как только
пациентка начинает думать в области комплекса, мышление ее оказывается
лишенным нормальной энергии, то есть отчетливости; оно становится
неотчетливым, подобным сновидению, таким, какими наши мысли бывают в области
бессознательного или в сновидениях. Как только ассоциации пациентки касаются
области комплекса, прекращается главенство направляющей идеи, и мысли
протекают аналогиями, подобными сновидениям, которые, со свойственной им
естественностью, приравниваются к действительности как равноценные ей. Тут
комплекс работает автоматически, повинуясь привычному ему закону аналогий;
он совершенно свободен от комплекса эго, который поэтому не может
вмешиваться в комплексные ассоциации, направляя их ход. Напротив, он сам
оказывается в подчинении у господствующего комплекса, и его действие
постоянно расстраивается недостаточными (отключение мыслей) репродукциями
(воспроизведение, представление) и навязчивыми ассоциациями (патологические
идеи). Процесс затемнения, разыгрывающийся в представлениях, происходит и в
речи: речь постепенно становится неясной, сходные выражения легко заменяют
друг друга, появляются перемещения по созвучию и косвенные (лингвистические)
ассоциации. Так, например, пациентке безразлично сказать "артистка" или
"изящный артистический мир", "профессура" вместо "профессор", "изящный мир
ученых" вместо "ученая портниха". Понятия эти заменяют друг друга так же
легко, как личность пациентки и Сократ. Но характерно, что ударение ставится
ею не на том, что просто, а на том, что необыкновенно, так как это
соответствует ее стремлению к изяществу.