Интеллектуальные расстройства
Другая больная
говорит: "я хотела бы постараться думать о моей девочке, но не могу; мысль о
моем ребенке едва мелькает в моем уме, она проходит, не оставляя во мне
никакого впечатления."
Я неоднократно слышал подобные спонтанные замечания от истеричных
больных, а также и от тех шизофреников, которые еще до известной степени в
состоянии давать информацию о себе. Молодая женщина, заболевшая кататонией и
вынужденная расстаться с мужем и ребенком при особенно трагических
обстоятельствах, выказывала полное равнодушие ко всем воспоминаниям о семье.
Я описал ей ту печальную ситуацию, в которой она находится, пытаясь
пробудить в ней соответствующее чувство. Во время моей речи она смеялась.
Когда я кончил говорить, она на мгновение успокоилась и сказала: "я просто
не могу больше ничего чувствовать".
Мы понимаем чувство неполноты и т. п. как следствие удерживания,
вызванное чрезмерно сильным комплексом. Когда мы находимся под властью
комплекса, лишь комплексные представления обладают полной окраской чувства,
то есть полной отчетливостью; все другие внешние или внутренние восприятия
подвергаются удерживанию, становятся нечеткими и теряют окраску чувства. На
этом основании возникает неполнота (недостаточность) чувств, сопровождающих
деятельность, и в конце концов отсутствие аффектов. Эти расстройства
вызывают чувство отчужденности. Но сохраняющаяся при истерии способность
рассуждать препятствует немедленной проекции наружу, как это происходит при
раннем слабоумии. Когда же мы облегчаем проекцию наружу, допуская соединение
суждения с суеверными представлениями, то немедленно поступает сообщение о
силе, появляющейся извне. Яснейшими примерами этого могут служить
спиритические медиумы, которые объясняют множество мелочей сверхчувственными
причинами, но, надо заметить, далеко не так грубо и нелепо, как это бывает
при раннем слабоумии. Нечто подобное мы видим и при нормальном сновидении,
где проекция наружу осуществляется с полной естественностью и наивностью.