Интеллектуальные расстройства
Она и мечтает иногда об
обильном подарке, состоящем из фруктов. Р.10. - гора - долины: гора играет
большую роль в ее безумных идеях; она выражает это следующим стереотипным
образом: "я создала высочайшую вершину Финстерааргорн" (горная вершина в
Швейцарии) и т. д. Р.11. - волосы - шляпа - тоже должна иметь отношение
личное, но отношение это до сих пор не установлено.
Итак мы видим, что наибольшая часть вышеприведенных ассоциаций
констеллируема комплексами, чем объясняются внешние признаки окраски
чувством. Но на первый взгляд непонятно чрезвычайно большое число
комплексных констелляций. Такое огромное количество их мы находим у
нормальных и истеричных людей лишь при чрезвычайно интенсивно окрашенном
комплексе, то есть при свежем аффекте. Об этом у нашей пациентки не может
быть и речи: она совершенно спокойна, в ее ассоциациях отражаются лишь
последствия, вызванные действием аффекта: одностороннее выдвижение комплекса
без вызываемого им возбуждения чувств. Отсюда вытекает клиническое
впечатление "отсутствия аффекта". Мы видим как бы скорлупу аффекта,
содержание же ее исчезло. Но может быть и так, что пациентка сместила аффект
и что скорлупы эти являются лишь избитыми способами выражения вытесненного
комплекса, обладающего разумным и понятным содержанием, но не поддающегося
более воспроизведению и скрывшегося вместе с аффектом. Упоминаем уже здесь
об этой возможности, к которой мы еще вернемся в дальнейшем.
12. Дерево, 1 обивка 10,2
13. Сновидение, 1 реальность 3,8
14. Тетрадь, 1 портфель 14,4
15. Бумага, 1 штемпельная бумага 5,0
16. Книга, 1 книги 6,8
17. Карандаш, 1 перья 7,6
18. Петь, 1 певица 5,0
19. Кольцо, 1 связка, союз или помолвка 16,4
20. Зуб, 1 челюсть, зубы 14,8
Р.12. - дерево - обивка - относится к ее жалобе, что в больнице только
твердые деревянные скамейки, тогда как она хотела бы иметь мягкую мебель ("я
устанавливаю мягкую мебель").