Интеллектуальные расстройства
О
субъективном психическом процессе можно судить извне, как и о всяком ином;
но суждение это будет несостоятельно, ибо субъективное по самой природе
своей не подлежит объективному суждению. Нельзя измерять пространство мерою
веса. Субъективное можно понимать исключительно субъективно, другими словами
- конструктивно. Всякое другое суждение несостоятельно.
Совершенное доверие, оказываемое с конструктивной точки зрения,
естественно представляется насилием над человеческим разумом, если стоять на
объективной точке зрения. Но, как только данное построение окажется явно
субъективным, всякая аргументация против него отпадает сама собой.
Конструктивное понимание также анализирует, но этот анализ не является
исключительно редуктивным. Он разлагает болезненный продукт на типичные его
компоненты. То, что рассматривается как "тип", в любой момент зависит от
масштаба нашего опыта и знания. Даже наиболее индивидуальные системы не
единственны в своем роде - они всегда обнаруживают явные аналогии с
какими-либо другими системами. Сравнительный анализ многих систем установил
известные их средние типы. Конструктивный метод посредством анализа подводит
эти системы под общие типы, а не под универсальные принципы, подобно
"сексуальности" или "стремлению к власти". Мы проводим известные параллели
между индивидуальными творениями и общими типами с целью подвести более
обширный фундамент под наши построения. В то же время благодаря этим
параллелям становятся возможными и объективные сообщения. Не проводи мы их,
наше построение осталось бы исключительно субъективным; мы бы применили к
нему выражения и материалы понятные лишь для самого больного и для
наблюдающего за ним, а не для публики, которой, разумеется, не могут быть
известны индивидуальные мысли и выражения всякого данного случая.
Вышеупомянутые изыскания цюрихской школы в точности приводят изучаемые
ими индивидуальные материалы.