Центр паллиативной медицины «Добро»

 

 

 

М е н ю

Интеллектуальные расстройства

Известно, что эти средневековые понятия и
до сих пор находят последователей, открыто их высказывающих. Классическим
доказательством этого является, например, изгнание дьявола, с успехом
примененное пастором Блумхардтом-старшим в известном случае сестер в Диттусе
(Gottlieb in Dittus) /72; 73/. Но к чести средних веков надо сказать, что в
раннюю их эпоху можно подметить признаки здравого рационализма. Так,
например, уже в XVI веке, в Вюрцбургском госпитале Юлиуса душевнобольных
лечили вместе с остальными больными, и лечение это, по дошедшим до нас
сведениям, было вполне гуманно. Когда в новейшее время, на заре первых
научных догадок, мало-помалу исчезла прежняя варварская персонификация
неизвестных сил, то и в понимании душевных болезней произошло изменение в
пользу более философско-нравственного взгляда. Вернулись к прежнему мнению,
по которому всякое несчастье является местью оскорбленных богов, но облекли
его формой, соответствующей современным понятиям. Как болезни тела, во
многих случаях, - следствия легкомысленного самоповреждения, так и болезни
духа, соответственно прежнему мнению, следствие дурного с нравственной точки
зрения поступка, греха. За этим взглядом также скрывается гневающееся
божество.

До начала прошлого столетия мнение это было весьма распространено среди
немецких психиатров. Но во Франции уже складывались те взгляды, которые
затем в течение ста лет держались в психиатрии. Пинель, статуя которого
возвышается в Париже перед входом в Сальпетриер, снял оковы с умалишенных,
освободив их таким образом от этого символа преступности. Этим он доказал
гуманность современных научных понятий. Немногим позднее Эскироль (Esquirol)
и Бейль (Bayle) доказали, что известные формы душевных болезней в
сравнительно короткий промежуток времени приводят к смерти и что в таких
случаях, при вскрытии, в мозгу обнаруживаются известные закономерные
изменения.

 

Сайт создан в системе uCoz