Интеллектуальные расстройства
Каузальное понимание
сводит все психические явления к простейшему, конструктивное же
разрабатывает сложнейшие настоящие содержания: таким образом оно, по
необходимости, умозрительно. Схоластическое умозрение притязало на
общезначимость, на долю же конструктивного понимания приходится лишь
субъективная значимость. Когда приверженец умозрительной философии
воображает, что постиг мироздание благодаря своей системе, он впадает в
самообман: ему лишь удалось постичь самого себя, и данное самопостижение он
наивнейшим образом проецирует на мироздание; это - хорошо известная основная
ошибка умозрительной философии. Характерная черта современной научности
представляет крайнюю реакцию на это проецирование. Современная наука
пыталась создать объективную психологию. Учение Фрейда явилось вновь
решительной реакцией на подобную психологию, ибо оно наоборот настойчиво
выдвигает чрезвычайное значение психологии индивидуальной. Это и составляет
бессмертную его заслугу. Именно это учение выдвинуло огромное значение
индивидуального и субъективного в развитии объективного психологического
процесса.
Субъективное умозрение не притязает на общезначимость, оно тождественно
с конструктивным пониманием. Это есть субъективное творение; извне его
нетрудно принять за так называемую "инфантильную фантазию" или, по меньшей
мере, за несомненный ее продукт; с объективной точки зрения его и следует
считать таковым, т. е. инфантильным продуктом, поскольку объективность
тождественна с научностью и каузальностью. Если же смотреть на субъективное
творение изнутри, то мы увидим, что оно означает искупление, Недаром Ницше
говорит: "Творчество есть великое искупление страданий". [Ницше Ф. "Так
говорил Заратустра". - ред.]
Применяя объективное понимание к фантазиям раннего слабоумия, мы будем
вынуждены свести их к элементарным и общезначимым их основаниям.