Интеллектуальные расстройства
Так, одна
из пациенток Жане говорила: "две или три личности во мне постоянно лишены
сна; однако во время сна число личностей во мне уменьшается; некоторые из
них лишь мало спят. Эти личности видят сны, и сны их не одинаковы: я
чувствую, что некоторые из этих личностей видят другие сны". Этим больная,
по-моему, удачно выразила ощущение постоянно работающих автономных
комплексов, не подчиненных исходящему от комплекса нашего эго задержанию
сна.
IV. Стереотипия
Под стереотипией в наиболее широком смысле мы понимаем устойчивое и
постоянное воспроизведение известной деятельности (вербигерация, каталепсия,
застревание, персеверация и т. д.) Это явление относится также к наиболее
характерным симптомам раннего слабоумия. Но одновременно стереотипизация в
форме автоматизмов есть одно из самых обычных явлений нормальной психики.
Все наши способности и весь прогресс нашей личности основаны на автоматизме,
который достигается следующим образом: для выполнения какой-либо
деятельности мы направляем все наше внимание на относящиеся к ней
представления и этим интенсивно окрашенным чувством запечатлеваем в памяти
этапы процесса. Следствием частых повторений является образование все более
"гладкого" пути, по которому, в итоге, наша деятельность развивается почти
без нашего содействия, то есть "автоматически". Нужен лишь легкий толчок,
чтобы тотчас пустить в ход этот механизм. То же самое может произойти в нас
пассивно, благодаря сильным аффектам; аффект может принудить нас к известным
действиям, сначала при больших задержках, а впоследствии, после многократных
повторений аффекта, задержки становятся все слабее и, наконец, реакция
вызывается сразу, всего лишь легким толчком. Это особенно отчетливо
наблюдается в процессе приобретения детьми дурных привычек.
Интенсивное окрашивание чувством прокладывает известные пути; этим мы
снова выражаем сказанное о комплексе ранее: каждый комплекс стремится к
автономии, к праву существовать самостоятельно; он обладает большей
склонностью к устойчивости и воспроизведению, нежели безразличные мысли;
поэтому он обладает и большей вероятностью достигнуть автоматизма.