Интеллектуальные расстройства
[При своем психологическом анализе
хронического систематически эволюционирующего бреда Маньяна (delire
chronique a evolution systematique Magnan) Годферно (Godfernaux) находит
скрытое в его глубине аффективное расстройство: "В сущности, мысль больного
пассивна; он, не отдавая себе в этом отчета, ориентируется согласно своему
аффектированному состоянию".]
Для пояснения моего взгляда ограничусь простым примером. 32-летняя
горничная дала вырвать себе зубы, чтобы вставить искусственную челюсть. В
следующую за операцией ночь у нее наступил сильный припадок страха: она
считала себя навеки проклятой и пропавшей, так как совершила большой грех:
она не должна была позволить вырвать у себя зубы. Она просила молиться за
нее, дабы Бог простил ей этот грех. На следующий день она была спокойна и
работала. Но в последующие ночи припадки страха усилились. Я стал
расспрашивать пациентку и людей, у которых она служила, о ее прежней жизни.
Но про нее ничего не было известно; сама же она отрицала какие-либо эмоции в
своем прошлом и с сильным аффектом настаивала на том, что причиной болезни
явилось удаление зубов. Болезнь быстро ухудшалась, и пациентку пришлось
поместить в больницу при ясно выраженных симптомах кататонического
возбуждения. При этом обнаружилось, что пациентка несколько лет скрывала
своего незаконнорожденного ребенка, о существовании которого даже ее родные
не имели никакого представления. За год до этого пациентка познакомилась с
мужчиной и хотела выйти за него замуж, но не могла на это решиться,
постоянно мучаясь страхом, что жених отвергнет ее, узнав о ее предыдущей
жизни. Теперь нам ясен источник страха и понятно, почему аффект, касающийся
вырывания зубов, должен был быть столь неадекватным.
Механизм смещения указывает нам путь, разъясняющий возникновение
безумной фантазии. Но путь этот затрудняют бесчисленные препятствия.
Известная причудливость безумных идей при раннем слабоумии едва ли позволяет
подыскать им какие-либо аналогии.