О психогенезе шизофрении
Этим
введениям, конечно, нет уже места в новом, значительно сокращенном издании.]
Так как намерение выпустить сразу четырехтомное издание оказалось
неосуществимым, то я предпочел познакомить русского читателя прежде всего со
вторым большим трудом Юнга, который я считаю и самым значительным плодом
аналитической психологии, и произведением наиболее характерным для его
автора. Начать русское издание Юнга с его "Психологических типов" побуждает
меня еще и то обстоятельство, что это единственное из уже переведенных
крупных произведений его, которое согласно установленной /26- Т.1. С.59/
программе "Мусагета" я считаю себя вправе, несмотря на несовершенство его
русской передачи, издать под знаком "Мусагета" - без подробной мотивировки.
Независимо от дальнейшей судьбы издательства "Мусагет", которое имеет по
идее своей задание непрекращающееся и может приостанавливать свою
деятельность лишь внешне, следует признать, что было бы жаль, если бы тема
психоанализа в ее наиболее глубоком и в то же время многообъемлющем
проведении так и не прозвучала бы ни разу в "Мусагете". Отрицать
культуро-созидающее значение "Психологических типов", как подлинной
психологии индивидуации, не кадящей индивидуализму, как идолу, немыслимо. С
другой стороны, огорчаться или радоваться тому, что в этой книге все взято с
точки зрения психологической, взято намеренно и беспощадно, было бы наивным
недоразумением, именно смешением субъективности психического отношения к той
или другой сущности с объективностью самой сущности. Впрочем, как раз
релятивизм (точнее, реляционизм) "Психологических типов" не может
ускользнуть даже от невнимательного читателя, и ни один из основополагающих
трудов Юнга не служит в такой мере, как "Психологические типы", оправданием
именно юнговского психологизма, нашедшего недавно в одной из лучших его
публичных лекций "Душевная проблематика современного человека" следующую
заостренную формулировку: "Мой голос есть только один из голосов - мой опыт
только капля в море - мои знания так велики, как размеры микроскопического
полезрения, - мое духовное око - зеркальце, отображающее один из мельчайших
уголков этого мира, - наконец, моя идея есть субъективная исповедь".