О психогенезе шизофрении
Едва приступив к качественному анализу шизофрении в
цюрихской психиатрической клинике, мы осознали необходимость такой
дополнительной информации. Естественно, мы исходили при этом из личностной
медицинской психологии, какой ее представлял Фрейд. Но вскоре мы столкнулись
с тем, что в своей основной структуре человеческая психика столь же мало
личностна, как и тело. В значительно большей степени это нечто
унаследованное и универсальное. Логика интеллекта, разум сердца (raison du
coeur), эмоции, инстинкты, основные образы и формы воображения в некотором
роде имеют большее сходство с кантовской таблицей априорных категорий или с
"идеями" Платона, чем с причудами, подробностями, капризами и хитростями
нашего личного разума. Шизофрения, в частности, богата коллективными
символами, у неврозов их значительно меньше, ибо, за редким исключением, для
них характерно преобладание личностной психологии. Тот факт, что шизофрения
взрывает основы психики, объясняет обилие коллективных символов, поскольку
именно из этого материала состоят базовые структуры личности.
Исходя из такой точки зрения, можно заключить, что шизофреническое
состояние рассудка (в той мере, как оно порождает архаический материал)
обладает всеми свойствами "большого сна" - иными словами, что это важное
событие, характеризуемое теми же "нуминозными" качествами, которые в
первобытных культурах присваиваются магическому ритуалу. На самом деле
безумец всегда считался человеком, одержимым духами или преследуемым
демоном. Кстати, это вполне правильная интерпретация его психического
состояния, ибо он охвачен автономными фигурами и мысленными формами.
Первобытная оценка безумия в первую очередь учитывает следующую особенность,
на которую следует обратить внимание: в ней личность, инициатива, волевое
начало приписываются бессознательному - что опять же является правильной
интерпретацией очевидных фактов.