О психогенезе шизофрении
Представители гностицизма даже разделялись на энкратитов (воздержанных), с
одной стороны, и на антитактов и антиномистов (противников порядка и
законности) - с другой; эти последние грешили по принципу и предавались
самому разнузданному распутству умышленно, на основании известных
постановлений. К числу последних принадлежали николаиты, архонтики и пр.,
равно как и метко названные борбориане. Как тесно соприкасались кажущиеся
контрасты, мы видим на примере архонтиков, где одна и та же секта
распадалась на энкратическое и на антиномистическое направление, причем и то
и другое оставалось логичным и последовательным. Кто желает ознакомиться с
этическим значением смелого и широко проведенного интеллектуализма, пусть
изучит историю гностических нравов. Тогда sacrificium intellectus станет
безусловно понятным. Представители этого течения были последовательны не
только в теории, но и на практике, и изживали до последних пределов, до
абсурда все измышления своего интеллекта.
Ориген же пожертвовал чувственной связанностью с миром и ради этой
жертвы оскопил, изувечил самого себя. Очевидно, что для него специфическую
опасность представлял не интеллект, а, скорее, чувство и ощущение,
связывавшие его с объектом. Путем кастрации он преодолел чувственность,
присущую гностицизму, и смело мог отдаться богатству гностического мышления.
Тертуллиан же пожертвовал интеллектом, замкнулся от влияния гностицизма, но
тем самым достиг такой глубины религиозного чувства, какой мы тщетно искали
бы у Оригена. О Тертуллиане говорит Шульц: "От Оригена он отличался тем, что
каждое свое слово переживал в сокровеннейших недрах души; его увлекал не
рассудок, как Оригена, а сердечный порыв, и в этом его превосходство.
Однако, с другой стороны, он уступает Оригену, потому что он, самый
страстный из всех мыслителей, доходит чуть ли не до отрицания всякого знания
и свою борьбу с гнозисом чуть ли не доводит до борьбы с человеческой мыслью
вообще".