О психогенезе шизофрении
Он не имел успеха как раз потому, что
мыслил последовательно и разумно, - успех выпал на долю Радберта, который,
хотя мыслить и не умел, но зато "пресуществил" символическое и значимое, и
довел его до грубой чувственной осязаемости, очевидно, потому, что
чувствовал дух своего времени, требовавший конкретизации религиозных
переживаний.
Нетрудно усмотреть и в этом споре те основные элементы, с которыми мы
встречались и раньше в спорах, уже нами разобранных, а именно: с одной
стороны, точку зрения абстрактную и отрицательно относящуюся к смешению с
конкретным объектом, с другой стороны, точку зрения, конкретизирующую и
направленную на объект.
Мы вовсе не намерены односторонне, исходя из интеллектуальной точки
зрения, обесценивать личность и деятельность Радберта. Правда, разбираемый
нами догмат кажется современному уму особенно нелепым, но, несмотря на это,
мы отнюдь не должны отнимать у него всякую историческую ценность. Правда,
этот догмат является блестящим показным вкладом в собрание человеческих
заблуждений, однако это еще вовсе не доказывает eo ipso (в силу этого) его
малоценности, ибо раньше, чем его осуждать, необходимо тщательно
исследовать, как действовал этот догмат в религиозной жизни тех веков и чем
наше время косвенно обязано ему. И в самом деле, нельзя упускать из виду,
что именно вера в действительность этого чуда требует отрешения психического
процесса от того, что познается с помощью внешних чувств, - отрешения,
которое неизбежно должно влиять на характер психического процесса. Дело в
том, что процесс определенно направленного мышления становится положительно
невозможным, если чувственно воспринимаемое приобретает слишком высокую
ценность у порога сознания. Приобретая слишком высокую ценность, чувственно
воспринимаемое постоянно проникает в психику, разрывая и разрушая функцию
определенно-направленного мышления, основанную именно на исключении всего
неподходящего.