О психогенезе шизофрении
В том же труде я
говорю о расщеплении либидо на две половины, направленные друг против друга.
Объясняется это односторонностью психологической установки, односторонностью
столь великой, что компенсация, всплывшая из недр бессознательного,
принудительно провела свою линию. Гностическое движение в первые века новой
эры обнаруживает особенно ярко роль бессознательных содержаний в момент
возникновения и решительного проведения компенсации. Христианство обозначает
в известном смысле разрушение и жертвоприношение античных культурных
ценностей, то есть античной установки. Надо ли еще доказывать в наше время,
что совершенно безразлично, говорим ли мы о том, что творится в наши дни,
или о том, что было 2000 лет тому назад?
2. Богословские споры в раннехристианской церкви
Весьма вероятно, что мы встретим типовую противоположность в истории
ересей и расколов, происходящих в столь богатой спорами Церкви ранних
христиан. Эбиониты или иудействующие христиане, быть может тождественные с
первыми христианами вообще, веровали в исключительно человеческую природу
Христа и считали его сыном Марии и Иосифа, получившим лишь впоследствии
посвящение через Духа Святого. В этом вопросе эбиониты являются по отношению
к докетам представителями противоположной крайности, и эта противоположность
продолжала действовать еще долгое время спустя. Около 320 года н. э. вместе
с арианской ересью вновь появилась та же борьба противоположностей, хотя и в
измененной форме, а именно: более ожесточенная в церковно-политическом
отношении, но более мягкая по содержанию. Арий отрицал предложенную Церковью
формулу: <греч.> (равный Отцу) - и утверждал: <греч.> (сходный с
Отцом). При более внимательном исследовании истории великого арианского
спора о гомоузии и гомойузии (единосущие и подобосущие Христа с Богом) мы
увидим, что гомойузия носит отпечаток более чувственный, более доступный
человеческому чувству, в противоположность к чисто умозрительной и
абстрактной точке зрения гомоузии.