О психогенезе шизофрении
Их связывает, по-видимому, схожая борьба за новые познания:
Парацельс стремился высвободить вещество от вселившихся в него духов -
стремление же Юнга заключается в том, чтобы вобрать в психологию
бессознательного (как он ее понимает) этих духов, избавиться от которых
Парацельсу все-таки не удалось, так как они - столь же природа, как и само
вещество, только не внешняя, а внутренняя, не телесная, но душевная.
Объективный успех этой борьбы Парацельса несомненно значителен, но он все же
тормозился мистической связанностью души его с внешней природой. Отсюда
Парацельс не был в состоянии содействовать полной победе естественной науки,
а мог только издалека подготовить эту победу. Его "Я" маячило между верой в
естественные силы телесности и верой в "духов" как возбудителей болезни в
последней. Освободиться от "духов" нельзя путем отвлечения внешней природы
от них: они, как сама природа, входят в окно, когда их прогнали в дверь.
Лишь "пристроенные", так сказать, в Юнговой психологии бессознательного, они
теряют свою власть над человеком. Лишь этим путем принудителъностъ
мистической причастности космосу и хаосу, в которой живут ныне первобытные
народы, жило еще Средневековье, снимается, - конечно, не до самого конца,
что было-бы и невозможным ввиду связанности всего со всем.
В своей немецкой критической статье о "Психологических типах", может
быть первой (1921), которая вообще появилась, если не считать небольших
рецензий, я не мог не прийти к тому выводу, что идеи Юнга слишком
значительны и самобытны, чтобы не найти своего теоретического выражения и
практического применения во всяком случае, то есть даже если бы Юнг шел в
своем развитии совсем иным путем, нежели через медицину и психоанализ.
Оставляя открытым вопрос, нашел ли Юнг истину (как то полагает профессор
Вильгельм) или нет, следует признать, что в настоящее время нет вообще ни
одного психолога, который мог бы сравниться с ним как в практической
проницательности, так и в теоретической глубине, смелости и
беспредрассудочности.