О психогенезе шизофрении
Из всего вышеизложенного становится понятным, почему источники
объективной психологии так скудны в материалах, дошедших до нас из древних
времен. Разделение на четыре темперамента, перешедшее к нам от древних, есть
типизирование, почти что лишенное психологических свойств, потому что
темпераменты несут в себе в значительной степени психофизическую окраску.
Однако недостаток каких-либо сведений вовсе не доказывает, что в античной
классической литературе мы не найдем следов воздействия тех психологических
пар противоположностей, о которых мы здесь говорим.
Так, философия гностиков установила три типа, быть может,
соответственно с тремя основными психологическими функциями - мышлением,
чувством и ощущением. Мышлению, таким образом, соответствовал бы пневматик
(pneumatikoi), чувству - психик (psychikoi), ощущению - гилик (hylikoi).
Подчиненное положение психика соответствует духу гностицизма, который, в
отличие от христианства, настаивал на исключительной ценности познания.
Христианские же принципы любви и веры относились отрицательно к познанию. В
сфере христианства пневматик был бы поэтому не вполне оценен и признан,
поскольку он являлся бы чистым представителем только гнозиса, только одного
познания.
Вспомним также о различии типов при разборе долголетней, ожесточенной
борьбы, которую Церковь от начала вела против учения гностиков. При
несомненном преобладании практического направления, которым отличалось
христианство первых времен, человек интеллектуальный всегда рисковал
остаться за флагом, если только он не следовал своему боевому инстинкту и не
отдавался всецело апологетической полемике. Правило веры "Regula fidei"
слишком ограничивало и не допускало никакого самостоятельного движения.
Более того, оно не несло в себе позитивного интеллектуального содержания. В
нем заключалось ограниченное число мыслей, с практической точки зрения
чрезвычайно ценных, но сковывающих мышление.