О психогенезе шизофрении
Напротив, Скота Эригену можно было бы причислить к
экстравертному типу, будь у нас доказательство, что его окружала среда, сама
по себе отличавшаяся здравым смыслом (common sense'ом) и потому ощутившая
соответствующее выражение как нечто подходящее и желаемое. Но таких
доказательств по отношению к Скоту Эригене у нас именно и нет. С другой
стороны, мы знаем, сколь велика была в те времена жажда реализации
религиозного чуда. Этому особенному настроению духа, царившему в те времена,
воззрение Скота Эригены должно было казаться холодным и мертвящим, в то
время как утверждение Радберта должно было, напротив, производить
животворящее впечатление, потому что оно конкретизировало то, чего каждый
желал.
4. Номинализм и реализм
Спор о причастии, волновавший умы в IX веке н. э., до был лишь первым
призывом к великой борьбе, разъединившей людей на много веков и таившей в
себе необозримые последствия. Мы говорим о непримиримой противоположности
между номинализмом и реализмом. Под номинализмом понимали то направление,
которое утверждало, что так называемые универсалии, а именно родовые или
общие понятия, как, например: красота, добро, животное, человек, не что
иное, как nomina (имена, названия), слова или, как иронически выражались,
flatus vocis (явление речи, факт языка). Анатоль Франс говорит: "Что значит
мыслить? И как мы мыслим? Мы мыслим словами - представим себе только, что
философ-метафизик, чтобы изобразить систему мира, должен прибегать к -
правда, усовершенствованным - крикам обезьян или собак". Это крайний
номинализм; в такую же крайность впадает Ницше, понимая разум как
"метафизику речи".
Реализм, напротив, утверждает существование универсалий - universalia
ante rem, то есть что общие понятия имеют свое обособленное существование, а
именно в смысле платоновских идей. Несмотря на свою церковность, номинализм
является течением, ярко окрашенным скептицизмом, - он стремится отрицать
присущее абстрактному понятию обособленное существование.