О психогенезе шизофрении
Особенно ярко выступает перед нами его
беспримерно благородное рвение, его священный огонь, страстный темперамент и
глубокая проникновенность его религиозного понимания. Ради истины, однажды
им признанной, он становится фанатичным, гениально односторонним и
нетерпимым. Тертуллиан - боевая натура, не имеющая себе равных, борец
беспощадный, видящий свою победу лишь в полном поражении противника; язык
его - словно сверкающее острие меча, с жестоким мастерством направленное на
врага. Он - создатель церковной латыни, остававшейся в силе в течение более
тысячи лет. Он же создает и терминологию юной Церкви. "Уж если он принимал
какую-либо точку зрения, он последовательно проводил ее до последних
пределов, словно гонимый сонмом бесов, даже и тогда, когда право уже давно
не было больше на его стороне и всякий разумный порядок лежал разбитым у его
ног". Страстность его мышления была так беспощадна, что он постоянно
отчуждался именно от того, чему раньше отдавался всеми фибрами души.
Соответственно с этим и этика его до крайности строга и сурова. Он
предписывал искать мученичество, вместо того чтобы избегать его; он не
допускал второго брака и требовал, чтобы женщины постоянно скрывали свои
лица под густой фатой. Против гнозиса, являющегося страстью к мышлению и
познанию, он боролся с фанатической беспощадностью, равно как и против
философии и науки, в сущности мало отличавшихся от гнозиса. Тертуллиану
приписывают грандиозное в своем роде признание: Credo quia absurdum est
("Верую, потому что абсурдно"). Исторически это не совсем точно - он сказал
лишь (De came Christ! 5): "Et mortuus est Dei protsus credibile est, quia
ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile est" ("И
умер сын Божий, что совершенно вероятно потому, что абсурдно. И погребенный
воскрес - это достоверно потому, что невозможно").
Вследствие проницательности своего ума он понимал всю ничтожность
философских и гностических знаний и с презрением отвергал их.